Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов 2017 (зеленая зона)
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Северо-Восточный административный округ
Школьные корпуса:
Адрес(-а):  город Москва, Ярославская улица, дом 27;  город Москва, улица Касаткина, дом 1

Музей-лаборатория «Школьные годы»

Музей истории школы, сертификат № 1041 от 20.05.2014 г.

Руководитель музея: Глозман Евгений Самуилович, (495) 683-45-70

История создания музея:

В современной российской школе по сложившейся традиции особую роль играет дополнительное образование. Этот вид обучения социально востребован. Он органично сочетает в себе обучение, развитие, воспитание подрастающего поколения. В рамках дополнительного образования особая роль отводится школьным музеям. Школьный музей обладает уникальными возможностями по расширению культурного пространства школы, гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственному развитию. Музей выступает одновременно в роли площадки для обучения, игр и творчества, лаборатории или мастерской, клубом по интересам. Таким образом, школьный музей расширяет привычное представление о музее. Его интеграция в учебно-воспитательный процесс и связь с социумом является необходимым условием развития. С этих позиций определяется роль школьного музея-лаборатории как социо-культурной среды способствующей развитию и воспитанию школьников.

Музей-лаборатория «Школьные годы» Школы № 293 Северо-Восточного учебного округа г. Москвы был создан в 2004 году при активном участии учеников, их родителей, выпускников и учителей. Открытие музея было приурочено к празднованию юбилея школы, насчитывающей на тот момент 65 лет. Создателями музея его жанр был определён как музей-лаборатория. Основными направлениями деятельности являются изучение и интерпретация имеющихся источников по истории школы во всех аспектах (место, события, люди), сбор новых предметов музейного значения, пополнение музейных коллекций и создание экспозиции.

Положительным фактом для создателей музея «Школьные годы» было то, что за свою многолетнюю историю, школа сумела сохранить архив фото-и кино-документов, альбомов, газет, творческих работ учащихся. Также музей является хранителем сложившихся школьных традиций, главной из которых является постоянная связь с выпускниками и бывшими учителями. Многие из сегодняшних преподавателей являются выпускниками школы.

Экспозиция музея является существенным дополнением к образовательной и воспитательной деятельности школы. Работа музея-лаборатории способствует формированию и развитию ключевых компетенций учащихся.

На базе школьного музея-лаборатории проводится культурно-массовая и гражданско-патриотическая воспитательная работа с учётом комплексно-систематического подхода, актуальности и занимательности, интересов и знаний школьников, с опорой на экспозицию, материалы и актив музея, а также историко-краеведческие особенности Алексеевского района, тесного взаимодействия со школьным этнографическим музеем «Школьное подворье». В работе используются различные формы: обзорные, тематические экскурсии и занятия, лекции, беседы, встречи, викторины и конкурсы, литературные композиции, вахта памяти, музейные вечера, подготовка и проведение музейных праздников.

Краткое описание основных разделов экспозиции представлено в презентации ученика К. Гурова.

План основных мероприятий на 2014-2015 уч. год

Программа развития музея:

Основная цель деятельности музея-лаборатории – сохранение исторической памяти, гражданско-патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащихся школы – способствует становлению ценностных ориентиров учащихся, формированию их общей культуры, вовлечению учащихся в общественно-значимую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного, природного наследия родного края.

Для выполнения этой цели ставятся следующие задачи по развитию возможностей музея-лаборатории:

- Повышение интереса к изучению историко-культурного прошлого района Алексеевский, города Москвы, России.

- Воспитание чувства уважения к родному городу и жителям Москвы на примерах из прошлого.

- Использование музея-лаборатории в учебной и воспитательной работе.

- Обеспечение связи поколений через встречи и беседы с выпускниками школы, учителями-ветеранами, ветеранами ВОВ.

- Организация культурно-просветительской работы с посещением и изучением исторических и культурных мест района, города.

Предполагается усилить работу музея-лаборатории по расширению детского актива музея-лаборатории. Главный принцип работы актива – преемственность в работе. Она обеспечивается тем, что в его состав входят школьники разных возрастных групп. Совместная работа может способствовать более широкому распространению в школе системы историко-краеведческого и музееведческого образования учащихся.

Школьники, участвующие в работе музея-лаборатории, должны систематически расширять свои знания по истории и краеведению Москвы и России, углублённо изучать вопросы и проблемы, над которыми работают в музее. Такую работу предполагается планировать совместно руководителю музея и Совета музея.

Деятельность музея-лаборатории рассчитана на всех учащихся школы с 1-го по 11-ый класс. Для развития школьного музея-лаборатории необходимо:

- проводить организационную работу с активом музея, способствовать участию школьников в занятиях культурологической направленности и музееведению;

- проводить культурно-просветительскую (поисковая, научно-исследовательская) работу с учётом возраста и интересов учащихся посредством системы заданий;

- проводить занятия, круглые столы, беседы, встречи, диспуты, на которых ребята смогут сообщить о выполнении заданий, обменяться мнениями;

- организовывать консультации, необходимые на различных этапах работы;

- организовывать массовые мероприятия;

- проводить экскурсии, связанные с тематикой музея и историческими датами, а также организовывать тематические пешеходные экскурсии по району Алексеевский.

04.02.17
1 февраля в 1 классе "Б" состоялся интересный урок окружающего мира по теме: "Мой класс. Моя школа".

подробнее

23.04.16
В рамках празднования 71-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов в СП1 стартовал музейный марафон «Память сильнее времени: 3-я московская коммунистическая стрелковая дивизия».

подробнее

06.03.15
28 февраля 2015 года в ГБОУ Школа № 293 в рамках проведения «Музейная суббота – 2015» в музее «Школьные годы» были проведены экскурсии на тему «Я и технология в истории нашей школы», «Технологическое воспитание подрастающего поколения в истории Школы № 293» для учащихся и педагогов дополнительного образования. Экскурсии провёл заслуженный учитель России, к.п.н. Евгений Самуилович Глозман.

подробнее