Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Северо-Восточный административный округ
Школьные корпуса:
Адрес(-а):  город Москва, Ярославская улица, дом 27;  город Москва, улица Касаткина, дом 1

Музей-лаборатория «Школьные годы»

Музей истории школы, сертификат № 1041 от 20.05.2014 г.

Руководитель музея: Глозман Евгений Самуилович, (495) 683-45-70

История создания музея:

В современной российской школе по сложившейся традиции особую роль играет дополнительное образование. Этот вид обучения социально востребован. Он органично сочетает в себе обучение, развитие, воспитание подрастающего поколения. В рамках дополнительного образования особая роль отводится школьным музеям. Школьный музей обладает уникальными возможностями по расширению культурного пространства школы, гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственному развитию. Музей выступает одновременно в роли площадки для обучения, игр и творчества, лаборатории или мастерской, клубом по интересам. Таким образом, школьный музей расширяет привычное представление о музее. Его интеграция в учебно-воспитательный процесс и связь с социумом является необходимым условием развития. С этих позиций определяется роль школьного музея-лаборатории как социо-культурной среды способствующей развитию и воспитанию школьников.

Музей-лаборатория «Школьные годы» Школы № 293 Северо-Восточного учебного округа г. Москвы был создан в 2004 году при активном участии учеников, их родителей, выпускников и учителей. Открытие музея было приурочено к празднованию юбилея школы, насчитывающей на тот момент 65 лет. Создателями музея его жанр был определён как музей-лаборатория. Основными направлениями деятельности являются изучение и интерпретация имеющихся источников по истории школы во всех аспектах (место, события, люди), сбор новых предметов музейного значения, пополнение музейных коллекций и создание экспозиции.

Положительным фактом для создателей музея «Школьные годы» было то, что за свою многолетнюю историю, школа сумела сохранить архив фото-и кино-документов, альбомов, газет, творческих работ учащихся. Также музей является хранителем сложившихся школьных традиций, главной из которых является постоянная связь с выпускниками и бывшими учителями. Многие из сегодняшних преподавателей являются выпускниками школы.

Экспозиция музея является существенным дополнением к образовательной и воспитательной деятельности школы. Работа музея-лаборатории способствует формированию и развитию ключевых компетенций учащихся.

На базе школьного музея-лаборатории проводится культурно-массовая и гражданско-патриотическая воспитательная работа с учётом комплексно-систематического подхода, актуальности и занимательности, интересов и знаний школьников, с опорой на экспозицию, материалы и актив музея, а также историко-краеведческие особенности Алексеевского района, тесного взаимодействия со школьным этнографическим музеем «Школьное подворье». В работе используются различные формы: обзорные, тематические экскурсии и занятия, лекции, беседы, встречи, викторины и конкурсы, литературные композиции, вахта памяти, музейные вечера, подготовка и проведение музейных праздников.

Краткое описание основных разделов экспозиции представлено в презентации ученика К. Гурова.

План основных мероприятий на 2014-2015 уч. год

Программа развития музея:

Основная цель деятельности музея-лаборатории – сохранение исторической памяти, гражданско-патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащихся школы – способствует становлению ценностных ориентиров учащихся, формированию их общей культуры, вовлечению учащихся в общественно-значимую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного, природного наследия родного края.

Для выполнения этой цели ставятся следующие задачи по развитию возможностей музея-лаборатории:

- Повышение интереса к изучению историко-культурного прошлого района Алексеевский, города Москвы, России.

- Воспитание чувства уважения к родному городу и жителям Москвы на примерах из прошлого.

- Использование музея-лаборатории в учебной и воспитательной работе.

- Обеспечение связи поколений через встречи и беседы с выпускниками школы, учителями-ветеранами, ветеранами ВОВ.

- Организация культурно-просветительской работы с посещением и изучением исторических и культурных мест района, города.

Предполагается усилить работу музея-лаборатории по расширению детского актива музея-лаборатории. Главный принцип работы актива – преемственность в работе. Она обеспечивается тем, что в его состав входят школьники разных возрастных групп. Совместная работа может способствовать более широкому распространению в школе системы историко-краеведческого и музееведческого образования учащихся.

Школьники, участвующие в работе музея-лаборатории, должны систематически расширять свои знания по истории и краеведению Москвы и России, углублённо изучать вопросы и проблемы, над которыми работают в музее. Такую работу предполагается планировать совместно руководителю музея и Совета музея.

Деятельность музея-лаборатории рассчитана на всех учащихся школы с 1-го по 11-ый класс. Для развития школьного музея-лаборатории необходимо:

- проводить организационную работу с активом музея, способствовать участию школьников в занятиях культурологической направленности и музееведению;

- проводить культурно-просветительскую (поисковая, научно-исследовательская) работу с учётом возраста и интересов учащихся посредством системы заданий;

- проводить занятия, круглые столы, беседы, встречи, диспуты, на которых ребята смогут сообщить о выполнении заданий, обменяться мнениями;

- организовывать консультации, необходимые на различных этапах работы;

- организовывать массовые мероприятия;

- проводить экскурсии, связанные с тематикой музея и историческими датами, а также организовывать тематические пешеходные экскурсии по району Алексеевский.

04.02.17
1 февраля в 1 классе "Б" состоялся интересный урок окружающего мира по теме: "Мой класс. Моя школа".

подробнее

23.04.16
В рамках празднования 71-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов в СП1 стартовал музейный марафон «Память сильнее времени: 3-я московская коммунистическая стрелковая дивизия».

подробнее

06.03.15
28 февраля 2015 года в ГБОУ Школа № 293 в рамках проведения «Музейная суббота – 2015» в музее «Школьные годы» были проведены экскурсии на тему «Я и технология в истории нашей школы», «Технологическое воспитание подрастающего поколения в истории Школы № 293» для учащихся и педагогов дополнительного образования. Экскурсии провёл заслуженный учитель России, к.п.н. Евгений Самуилович Глозман.

подробнее