Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов 2017 (зеленая зона)
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Северо-Восточный административный округ
Школьные корпуса:
Адрес(-а):  город Москва, Ярославская улица, дом 27;  город Москва, улица Касаткина, дом 1

Музей-мастерская «Школьное подворье»

«Музей-мастерская «Школьное подворье»», этнографический музей, сертификат № 148 от 08.04.2011 г.
Руководитель музея: Глозман Евгений Самуилович, (495) 683-45-70


История создания музея (кратко);

Этнографический музей-мастерская «Школьное подворье» школы № 293 Северо-восточного учебного округа г. Москвы был создан в 1977 году при активном участии учеников, их родителей, выпускников и учителей. Инициатором создания музея стал заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Глозман Е. С. Более чем тридцатилетняя история существования музея диктует потребность осмысления теоретической и практической значимости его формы и содержания, определения будущих стратегических направлений развития в условиях стремительно меняющейся действительности.
Задачи образования видятся не просто в усвоении ребёнком суммы сведений, а в воспитании просвещённой личности, субъекта культуры, путём создания разносторонних условий личного участия, сопричастности к живому опыту культуры.
Этнографический музей-мастерская рассматривается не в традиционном понимании музея как иллюстрации к школьному учебнику, а как самодостаточный образовательный институт, инструмент познания, как целостная картина мира, хранилище народной памяти, эталонов и нравственных ценностей, как «школа вещей», школа визуального восприятия, как средство приобщения к культурным ценностям, как деятельностное пространство, то есть как уникальная развивающая среда.
Исторические артефакты учащиеся не просто видят, могут трогать, держать в руках. Одно дело рассказывать о приёмах кузнечного дела, другое – привести детей в школьную кузницу, показать им эти приёмы и изготовленные вещи, дать возможность попробовать свои силы в кузнечном деле. В экспозиции музея-мастерской представлены результаты творческой деятельности подростков: светец, жиковины, кольчуги, крюки, декоративные решетки и многое другое.
Рядом – подлинная деревенская утварь, игрушки, старинный рукомой, берестяной кошель, ухват и специально изготовленные старшими учащимися копии самопрялок, декоративные топорики и копии инструментов для работы по дереву.
В кабинете технологии начальных классов можно познакомится с богатым миром русской игрушки и народными промыслами России. Покачать тряпочных кукол, созданных девочками средних и старших классов, спеть им колыбельную песенку. Гончарная мастерская постоянно пополняет экспозицию музея копиями утвари старого быта, с ними соседствуют вполне профессионально выполненные изделия декоративно-прикладного искусства: подсвечники, вазы, игрушки и пр.
Так музей-мастерская предлагает качественно иной уровень освоения ребёнком действительности, её исторического прошлого и настоящего, учит ориентироваться в предметном мире культуры. Личное участие школьника в освоении наследия вытекает из самой природы механизма передачи традиций и заключается не только в освоении содержания, смысла народной культуры, но и в освоении средств их выражения (живопись, ремесло, игра, устное народное творчество) в традиционных для народной культуры формах.
Реализация такой программы вносит новое содержание и в формы сотрудничества педагогов с родителями и в сотворчество детей и родителей: сбор предметов, совместное изготовление костюмов, беседы о семье, о родословной, забота о материально-технической базе музейно-образовательного пространства.


Название и краткое описание основных разделов экспозиции;
Музей-мастерская является центром учебно-воспитательной, музейно-педагогической и краеведческой работы. Возрождая духовность, формируя историческое сознание, он является значимой частью социальной среды школы, базой творческой деятельности, научно-исследовательской работы, во многом решает задачи профессионального самоопределения учащихся.
Сегодня фонды музея включают подлинные музейные предметы, копии и творческие работы учащихся и насчитывают более 550 единиц хранения. В основу фонда легли материалы этнографических экспедиций и краеведческих походов, дары жителей района, работы мастеров народных промыслов и творческие работы учащихся, выполненные на уроках технологии.
Тематически фонд музея делится на орудия труда и быта из дерева, металла, керамики, произведения декоративно-прикладного искусства. Основная экспозиция музея размещена в столярно-слесарной мастерской:
1. «Предметы труда, быта и декоративно-прикладного творчества из дерева», где представлены предметы труда, быта, декоративно-прикладного искусства конца 19 начала 20 в. (рубель, самопрялка, рубанок, коромысло и т. д.), копии изделий труда и быта из дерева и т.д.

2. «Предметы труда, быта и декоративно-прикладного творчества из металла», здесь можно познакомиться с предметами труда и быта из металла и для обработки металла, проектные работы по технологии (керосиновый фонарь, ступа с пестиком, ухват, подсвечник, строительные гвозди, строительные скобы, подковы, подзор оконный декоративные композиции из металла и т. п.).

3. «Выставка работ и творческих проектов учащихся, родителей, выпускников и учителей»: зеркало в деревянной оправе, шкатулка деревянная, валик для глажения белья, рубель для глажения белья, набор для чаепития: самовар и чайник и т.д.

4. Выставка изделий объединения «Колесо времен», проектные работы по технологии (кольчуга, доспехи, щит и т.д.)

В гончарной мастерской располагается экспозиция: «Предметы труда, быта и декоративно-прикладного творчества из стекла и керамики», такие как кувшины различных видов, изразцы, декоративные вазы, керамическая посуда и скульптурки и т.д.
В кабинете технологии начальных классов - выставка «Народная игрушка», здесь можно увидеть дымковскую игрушку, богородскую, липецкую, филимоновскую и т.п.

Наличие клуба (объединения) на базе музея, его название

На базе этнографического музея-мастерской существует Творческое Технологическое Объединение «Колесо Времёнъ». Основным видом деятельности ТТО «Колесо Времёнъ» является исследовательская работа в области реконструкции предметов древнерусской материальной культуры. Подобные работы подразумевают изучение различных источников информации об объекте, анализ технологии его изготовления, теоретическую разработку процесса воссоздания изделия, и сам процесс реконструкции, позволяющий на практике применить результаты исследования. Также, для обеспечения возможности воссоздания изделий приходится изготавливать технологическое оборудование – различные инструменты и приспособления. Большинство изделий, выполненных в рамках проектной деятельности, становятся экспонатами школьного этнографического музея.
Использование данных истории, археологии и этнографии в проектной деятельности позволяет повысить степень исторической достоверности изделий, а аутентичность использованных материалов способствуют более близкому воспроизведению реконструируемых объектов. За счёт подобного подхода в изучении технологии возникает множество межпредметных связей между техническими и гуманитарными дисциплинами. Это обеспечивает более полноценное и гармоничное развитие личности учащихся, а также способствует патриотическому воспитанию.

План основных мероприятий на 2014-2015 уч. год
прилагается в электронном виде

Программа развития музея (кратко о планах на будущее)

В планах музея – музейные сценарии для малышей, в форме посиделок, загадок, игр, сказок, где вопросы на основе фольклорного материала задают сказочные герои. Методика музейного сценария поможет смоделировать различные жизненные ситуации, «проживание» которых способствует социо-культурному развитию. При создании проектов таких сценариев мы постараемся учесть психологические особенности детей 5-7 лет. Именно в этом возрасте увеличивается познавательная и деятельностная активность, впечатления и переживания реализуются в творчестве. Музейно-образовательное пространство – прекрасная среда для развития сенсорных способностей ребёнка: чувство ритма, цвета, пространства и т. д.
Одна из особых задач музейного сценария – развитие эмпатии (способности к сопереживанию). Ребёнок «проживает» различные жизненные ситуации, исполняет социальные роли, сопоставляет себя с другими, в том числе и с теми, кто жил до него, постигает их взгляды, идеалы, сопоставляет их с сегодняшним днем. Активно предполагается использовать методику поиска, методические приёмы по созданию проблемных ситуаций, когда право и необходимость выбора, риск выбора – формирует активную позицию ребёнка.
Материал отдельных музейных сценариев, которые мы намерены предложить детям, будет опираться на генную память. Начинать с самого близкого и доступного – с семьи, родного дома. Изучение ребенком своего рода, семьи увлекательное путешествие в прошлое, поиск, расследование, разбуженное детское любопытство к окружающему его миру. Принося после летних каникул новые предметы в музей, раздобытые часто «в деревне у бабушки», ребёнок может подробно рассказать о её происхождении, назначении, способе изготовления, художественных особенностях и пр. Знание истории собственной семьи рождает ценное чувство Дома, привычку внимательно вглядываться в мир.