Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Северо-Восточный административный округ
Школьные корпуса:
Адрес(-а):  город Москва, Ярославская улица, дом 27;  город Москва, улица Касаткина, дом 1

Музей-мастерская «Школьное подворье»

«Музей-мастерская «Школьное подворье»», этнографический музей, сертификат № 148 от 08.04.2011 г.
Руководитель музея: Глозман Евгений Самуилович, (495) 683-45-70


История создания музея (кратко);

Этнографический музей-мастерская «Школьное подворье» школы № 293 Северо-восточного учебного округа г. Москвы был создан в 1977 году при активном участии учеников, их родителей, выпускников и учителей. Инициатором создания музея стал заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Глозман Е. С. Более чем тридцатилетняя история существования музея диктует потребность осмысления теоретической и практической значимости его формы и содержания, определения будущих стратегических направлений развития в условиях стремительно меняющейся действительности.
Задачи образования видятся не просто в усвоении ребёнком суммы сведений, а в воспитании просвещённой личности, субъекта культуры, путём создания разносторонних условий личного участия, сопричастности к живому опыту культуры.
Этнографический музей-мастерская рассматривается не в традиционном понимании музея как иллюстрации к школьному учебнику, а как самодостаточный образовательный институт, инструмент познания, как целостная картина мира, хранилище народной памяти, эталонов и нравственных ценностей, как «школа вещей», школа визуального восприятия, как средство приобщения к культурным ценностям, как деятельностное пространство, то есть как уникальная развивающая среда.
Исторические артефакты учащиеся не просто видят, могут трогать, держать в руках. Одно дело рассказывать о приёмах кузнечного дела, другое – привести детей в школьную кузницу, показать им эти приёмы и изготовленные вещи, дать возможность попробовать свои силы в кузнечном деле. В экспозиции музея-мастерской представлены результаты творческой деятельности подростков: светец, жиковины, кольчуги, крюки, декоративные решетки и многое другое.
Рядом – подлинная деревенская утварь, игрушки, старинный рукомой, берестяной кошель, ухват и специально изготовленные старшими учащимися копии самопрялок, декоративные топорики и копии инструментов для работы по дереву.
В кабинете технологии начальных классов можно познакомится с богатым миром русской игрушки и народными промыслами России. Покачать тряпочных кукол, созданных девочками средних и старших классов, спеть им колыбельную песенку. Гончарная мастерская постоянно пополняет экспозицию музея копиями утвари старого быта, с ними соседствуют вполне профессионально выполненные изделия декоративно-прикладного искусства: подсвечники, вазы, игрушки и пр.
Так музей-мастерская предлагает качественно иной уровень освоения ребёнком действительности, её исторического прошлого и настоящего, учит ориентироваться в предметном мире культуры. Личное участие школьника в освоении наследия вытекает из самой природы механизма передачи традиций и заключается не только в освоении содержания, смысла народной культуры, но и в освоении средств их выражения (живопись, ремесло, игра, устное народное творчество) в традиционных для народной культуры формах.
Реализация такой программы вносит новое содержание и в формы сотрудничества педагогов с родителями и в сотворчество детей и родителей: сбор предметов, совместное изготовление костюмов, беседы о семье, о родословной, забота о материально-технической базе музейно-образовательного пространства.


Название и краткое описание основных разделов экспозиции;
Музей-мастерская является центром учебно-воспитательной, музейно-педагогической и краеведческой работы. Возрождая духовность, формируя историческое сознание, он является значимой частью социальной среды школы, базой творческой деятельности, научно-исследовательской работы, во многом решает задачи профессионального самоопределения учащихся.
Сегодня фонды музея включают подлинные музейные предметы, копии и творческие работы учащихся и насчитывают более 550 единиц хранения. В основу фонда легли материалы этнографических экспедиций и краеведческих походов, дары жителей района, работы мастеров народных промыслов и творческие работы учащихся, выполненные на уроках технологии.
Тематически фонд музея делится на орудия труда и быта из дерева, металла, керамики, произведения декоративно-прикладного искусства. Основная экспозиция музея размещена в столярно-слесарной мастерской:
1. «Предметы труда, быта и декоративно-прикладного творчества из дерева», где представлены предметы труда, быта, декоративно-прикладного искусства конца 19 начала 20 в. (рубель, самопрялка, рубанок, коромысло и т. д.), копии изделий труда и быта из дерева и т.д.

2. «Предметы труда, быта и декоративно-прикладного творчества из металла», здесь можно познакомиться с предметами труда и быта из металла и для обработки металла, проектные работы по технологии (керосиновый фонарь, ступа с пестиком, ухват, подсвечник, строительные гвозди, строительные скобы, подковы, подзор оконный декоративные композиции из металла и т. п.).

3. «Выставка работ и творческих проектов учащихся, родителей, выпускников и учителей»: зеркало в деревянной оправе, шкатулка деревянная, валик для глажения белья, рубель для глажения белья, набор для чаепития: самовар и чайник и т.д.

4. Выставка изделий объединения «Колесо времен», проектные работы по технологии (кольчуга, доспехи, щит и т.д.)

В гончарной мастерской располагается экспозиция: «Предметы труда, быта и декоративно-прикладного творчества из стекла и керамики», такие как кувшины различных видов, изразцы, декоративные вазы, керамическая посуда и скульптурки и т.д.
В кабинете технологии начальных классов - выставка «Народная игрушка», здесь можно увидеть дымковскую игрушку, богородскую, липецкую, филимоновскую и т.п.

Наличие клуба (объединения) на базе музея, его название

На базе этнографического музея-мастерской существует Творческое Технологическое Объединение «Колесо Времёнъ». Основным видом деятельности ТТО «Колесо Времёнъ» является исследовательская работа в области реконструкции предметов древнерусской материальной культуры. Подобные работы подразумевают изучение различных источников информации об объекте, анализ технологии его изготовления, теоретическую разработку процесса воссоздания изделия, и сам процесс реконструкции, позволяющий на практике применить результаты исследования. Также, для обеспечения возможности воссоздания изделий приходится изготавливать технологическое оборудование – различные инструменты и приспособления. Большинство изделий, выполненных в рамках проектной деятельности, становятся экспонатами школьного этнографического музея.
Использование данных истории, археологии и этнографии в проектной деятельности позволяет повысить степень исторической достоверности изделий, а аутентичность использованных материалов способствуют более близкому воспроизведению реконструируемых объектов. За счёт подобного подхода в изучении технологии возникает множество межпредметных связей между техническими и гуманитарными дисциплинами. Это обеспечивает более полноценное и гармоничное развитие личности учащихся, а также способствует патриотическому воспитанию.

План основных мероприятий на 2014-2015 уч. год
прилагается в электронном виде

Программа развития музея (кратко о планах на будущее)

В планах музея – музейные сценарии для малышей, в форме посиделок, загадок, игр, сказок, где вопросы на основе фольклорного материала задают сказочные герои. Методика музейного сценария поможет смоделировать различные жизненные ситуации, «проживание» которых способствует социо-культурному развитию. При создании проектов таких сценариев мы постараемся учесть психологические особенности детей 5-7 лет. Именно в этом возрасте увеличивается познавательная и деятельностная активность, впечатления и переживания реализуются в творчестве. Музейно-образовательное пространство – прекрасная среда для развития сенсорных способностей ребёнка: чувство ритма, цвета, пространства и т. д.
Одна из особых задач музейного сценария – развитие эмпатии (способности к сопереживанию). Ребёнок «проживает» различные жизненные ситуации, исполняет социальные роли, сопоставляет себя с другими, в том числе и с теми, кто жил до него, постигает их взгляды, идеалы, сопоставляет их с сегодняшним днем. Активно предполагается использовать методику поиска, методические приёмы по созданию проблемных ситуаций, когда право и необходимость выбора, риск выбора – формирует активную позицию ребёнка.
Материал отдельных музейных сценариев, которые мы намерены предложить детям, будет опираться на генную память. Начинать с самого близкого и доступного – с семьи, родного дома. Изучение ребенком своего рода, семьи увлекательное путешествие в прошлое, поиск, расследование, разбуженное детское любопытство к окружающему его миру. Принося после летних каникул новые предметы в музей, раздобытые часто «в деревне у бабушки», ребёнок может подробно рассказать о её происхождении, назначении, способе изготовления, художественных особенностях и пр. Знание истории собственной семьи рождает ценное чувство Дома, привычку внимательно вглядываться в мир.