Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Северо-Восточный административный округ

Помощь детям с ОВЗ 19.06.18

Помощь детям с ОВЗ

В последнее время в нашей стране отмечается рост численности детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому проблема помощи этой категории дошкольников входит в область наиболее актуальных.

Ребенок с различными речевыми нарушениями изначально находится в не слишком выигрышной позиции по отношению к окружающим. Ведь мир мы познаем во многом благодаря речи. Рассказывая, объясняя, спрашивая, мальчики и девочки узнают, развиваются и растут. А что остается ребенку, речь которого не совершенна? Игра в одиночку, замкнутость, стремление избежать общения. И как следствие — проблемы в освоении словаря, построении лексико-грамматических конструкций, в связной речи. Замкнутый круг?

В нашем образовательном учреждении в дошкольном отделении на улице Кибальчича, д.3а работают группы для детей с проблемами в речевом развитии. С детьми здесь работают педагоги различных специальностей.

Учитель-логопед – педагог, который занимается устранением нарушений устной речи. При этом надо понимать, что устная речь – это не только неправильно произносимые звуки; это – огромное понятие: и словарь, и словообразование, и слоговая структура слова, и построение фразы, и грамматическое оформление фразы, и фонематический слух, развитие которого необходимо для различения твёрдых – мягких, звонких – глухих фонем.

Занятия в коррекционных группах проводятся фронтально, индивидуально и в подгруппах, где объединяются дети со сходными речевыми нарушениями.
На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

В подгруппах проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи, развитию лексико-грамматических форм языка.

Количество подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения речевого развития.

Для обучения используются игровые приёмы, традиционные методы и инновационные технологии.

Работа логопеда проходит в тесной взаимосвязи с воспитателями, которые работают по адаптированным программам, учитывающим особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

Воспитатели строят свои занятия с учетом изучаемых логопедом тем. Основной задачей при этом является подготовка словаря для логопедических занятий. Воспитатель закрепляет у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования.

Воспитатель же учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением, выполнять различные инструкции. Именно воспитатель побуждает деток к речи и обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться, расширяет содержание разговора вопросами, создает интерес к теме разговора у других детей.

Воспитатель, находясь большую часть времени с детьми, следит за звукопроизношением деток. Так как достаточный уровень самоконтроля в таком возрасте еще не развит, воспитатель поправляет поставленные логопедом звуки. Такая работа ведется как непосредственно в речи, так и на материале специально отобранных совместно с логопедом потешек, скороговорок, стишков.

И именно воспитатель становится связующим звеном между логопедом детского сада и родителями деток. К сожалению, мамы и папы не всегда могут попасть на консультацию к специалисту. А воспитатель, встречая и провожая деток, может побеседовать с родителями, рассказать о проделанном, посоветовать, на что обратить внимание в ближайшее время, передать рекомендации логопеда.

Педагог-психолог следит за эмоциональным благополучием детей в группах, чтобы им было уютно, свободно, комфортно. Обязательно оказывается помощь в адаптационный период. Чтобы ребятки легче и быстрее привыкли к новым условиям, психолог проводит консультации с педагогами, родителями и, при необходимости, с детьми. По результатам диагностики педагог-психолог проводит коррекционно-развивающие занятия, способствующие развитию психических процессов.

Кроме того, в нашем садике проводятся дополнительные занятия на платной основе.

Большое коррекционное влияние оказывают занятия по логоритмике, где решается целый комплекс задач по развитию:

- координации движений,

- чувства ритма,

- слухового внимания и памяти,

- зрительного внимания,

- переключаемости,

- слоговой структуры слова,

- синхронизации речи с движением.

Занятия по сенсомоторному развитию помогают преодолеть:

- снижение общей работоспособности

- повышенную утомляемость, рассеянность

- нарушение мыслительной деятельности

- недостатки в речевом развитии

- снижение функции внимания и памяти

- несформированность пространственных представлений и т.д.

Как показывает многолетний опыт наблюдения, дети, имеющие в дошкольном возрасте общее речевое недоразвитие, в ходе всесторонней коррекционной работы, становятся более активными, уверенными. Они достаточно быстро усваивают правила, которые впоследствии переносят в самостоятельную деятельность. Игровые упражнения предотвращают переутомление детей, выступают в качестве средства эмоциональной разрядки и позволяют достигать максимального коррекционно-обучающего эффекта.