Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов 2017 (зеленая зона)
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Северо-Восточный административный округ

Помощь детям с ОВЗ 19.06.18

Помощь детям с ОВЗ

В последнее время в нашей стране отмечается рост численности детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому проблема помощи этой категории дошкольников входит в область наиболее актуальных.

Ребенок с различными речевыми нарушениями изначально находится в не слишком выигрышной позиции по отношению к окружающим. Ведь мир мы познаем во многом благодаря речи. Рассказывая, объясняя, спрашивая, мальчики и девочки узнают, развиваются и растут. А что остается ребенку, речь которого не совершенна? Игра в одиночку, замкнутость, стремление избежать общения. И как следствие — проблемы в освоении словаря, построении лексико-грамматических конструкций, в связной речи. Замкнутый круг?

В нашем образовательном учреждении в дошкольном отделении на улице Кибальчича, д.3а работают группы для детей с проблемами в речевом развитии. С детьми здесь работают педагоги различных специальностей.

Учитель-логопед – педагог, который занимается устранением нарушений устной речи. При этом надо понимать, что устная речь – это не только неправильно произносимые звуки; это – огромное понятие: и словарь, и словообразование, и слоговая структура слова, и построение фразы, и грамматическое оформление фразы, и фонематический слух, развитие которого необходимо для различения твёрдых – мягких, звонких – глухих фонем.

Занятия в коррекционных группах проводятся фронтально, индивидуально и в подгруппах, где объединяются дети со сходными речевыми нарушениями.
На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

В подгруппах проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи, развитию лексико-грамматических форм языка.

Количество подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения речевого развития.

Для обучения используются игровые приёмы, традиционные методы и инновационные технологии.

Работа логопеда проходит в тесной взаимосвязи с воспитателями, которые работают по адаптированным программам, учитывающим особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

Воспитатели строят свои занятия с учетом изучаемых логопедом тем. Основной задачей при этом является подготовка словаря для логопедических занятий. Воспитатель закрепляет у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования.

Воспитатель же учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением, выполнять различные инструкции. Именно воспитатель побуждает деток к речи и обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться, расширяет содержание разговора вопросами, создает интерес к теме разговора у других детей.

Воспитатель, находясь большую часть времени с детьми, следит за звукопроизношением деток. Так как достаточный уровень самоконтроля в таком возрасте еще не развит, воспитатель поправляет поставленные логопедом звуки. Такая работа ведется как непосредственно в речи, так и на материале специально отобранных совместно с логопедом потешек, скороговорок, стишков.

И именно воспитатель становится связующим звеном между логопедом детского сада и родителями деток. К сожалению, мамы и папы не всегда могут попасть на консультацию к специалисту. А воспитатель, встречая и провожая деток, может побеседовать с родителями, рассказать о проделанном, посоветовать, на что обратить внимание в ближайшее время, передать рекомендации логопеда.

Педагог-психолог следит за эмоциональным благополучием детей в группах, чтобы им было уютно, свободно, комфортно. Обязательно оказывается помощь в адаптационный период. Чтобы ребятки легче и быстрее привыкли к новым условиям, психолог проводит консультации с педагогами, родителями и, при необходимости, с детьми. По результатам диагностики педагог-психолог проводит коррекционно-развивающие занятия, способствующие развитию психических процессов.

Кроме того, в нашем садике проводятся дополнительные занятия на платной основе.

Большое коррекционное влияние оказывают занятия по логоритмике, где решается целый комплекс задач по развитию:

- координации движений,

- чувства ритма,

- слухового внимания и памяти,

- зрительного внимания,

- переключаемости,

- слоговой структуры слова,

- синхронизации речи с движением.

Занятия по сенсомоторному развитию помогают преодолеть:

- снижение общей работоспособности

- повышенную утомляемость, рассеянность

- нарушение мыслительной деятельности

- недостатки в речевом развитии

- снижение функции внимания и памяти

- несформированность пространственных представлений и т.д.

Как показывает многолетний опыт наблюдения, дети, имеющие в дошкольном возрасте общее речевое недоразвитие, в ходе всесторонней коррекционной работы, становятся более активными, уверенными. Они достаточно быстро усваивают правила, которые впоследствии переносят в самостоятельную деятельность. Игровые упражнения предотвращают переутомление детей, выступают в качестве средства эмоциональной разрядки и позволяют достигать максимального коррекционно-обучающего эффекта.