Северо-Восточный административный округ

Консультация для родителей "Развитие тонкой моторики у ребёнка в домашних условиях" (учитель-логопед Девятова И.С.)

Развитие тонкой моторики в домашних условиях

Развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка.

Тонкая моторика – основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь.

Чем выше уровень сформированности тонкой моторики, тем легче формируется у ребенка правильное звукопроизношение и усваиваются навыки письма и чтения в школе.

Высокий уровень развития тонкой моторики косвенно воздействует на психоэмоциональную стабилизацию ребенка. Предлагаемые тренировочные упражнения просты и доступны, не требуют ни специальной подготовки, ни сложного оборудования и могут использоваться для индивидуальной работы с детьми не только педагогами и психологами, но и родителями, обеспокоенными проблемами и трудностями своего ребенка, заинтересованными в оказании помощи ребенку в преодолении этих трудностей, способными кропотливо и последовательно работать с ним дома.

Следует помнить, что предлагаемые упражнения не исключают и не заменяют классических общепринятых упражнений для кистей и пальцев рук. Наоборот, они закрепляют, дополняют приобретенные в процессе коррекционной работы навыки в условиях, приближенных (или имитирующих повседневную бытовую и игровую деятельность ребенка).

Оборудование:

  1. Мягкий поролоновый или резиновый мячик диаметром 2,5 – 3 см – 2 штуки.
  2. Кольцо из мягкой текстильной резинки диаметром 2-3 см.
  3. Шнуры желтого, зеленого, синего, красного цвета.
  4. Толстые нитки синего, желтого, зеленого, красного цвета.
  5. Деревянная палочка длиной 4-5 см диаметром 2 см (или пробка) – 2 штуки
  6. Прищепки синего, желтого, красного, зеленого цвета – по 3 штуки
  7. Крышки синего, желтого, зеленого, красного цвета – по 5 штук
  8. Плоские пуговицы желтого, зеленого, красного цвета одного размера (диаметр пуговицы не более 1 см) – по 10 штук

Упражнения для развития тонкой моторики

(все упражнения выполняются на столе)

  1. Упражнение с мячиком 1(диаметр 3-4 см). Выполняется сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Приподнимаются поочередно пальцы от мизинца к большому и надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола 5 - 10 секунд.
  2. Упражнение с мячиком 2. Мячик поочередно сжимается пальцами правой и левой рук (сначала большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными и мизинцами). В каждой позиции мяч удерживается не менее 4 секунд.
  3. Упражнение с двумя мячиками. Выполняется аналогично упражнению 2, но пальцами двух рук одновременно. Очередность от мизинцев к большим пальцам сохраняется.
  4. Упражнение с двумя мячиками. Выполняется так же, как и предыдущее, но без соблюдения очередности пальцев, вразброс, по изменяющейся инструкции взрослого, подаваемой в быстром темпе.
  5. Упражнение с текстильной резинкой. Растягивание резинки поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
  6. Упражнение с текстильной резинкой. Кисти рук ребенка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочередно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинцы ребенка. Ребенок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребенка в исходном положении).
  7. Упражнение со шнурком. Ребенок (дети) выкладывает шнурок по заранее нарисованным взрослым разнообразным линиям на листе бумаги формата А4 (прямым - вертикальным, горизонтальным, наклонным; кривым, ломаным - разомкнутым и замкнутым).
  8. Упражнения с цветными шнурками (или толстыми нитями) и карандашами. Детям предлагается несколько цветных шнурков длиной около 50 см и цветные карандаши соответствующих шнуркам цветов. Дети самостоятельно произвольно рисуют различные линии или геометрические фигуры, подбирают соответствующие по цвету шнурки (нити) и выкладывают их по нарисованным линиям.
  9. Упражнение “Непослушные узелки”. На толстой нити надо завязать пальцами одной руки как можно больше узелков (другая рука не помогает!), затем упражнение выполняется так же другой рукой. По окончании работы пересчитать узелки, зажимая каждый двумя пальцами поочередно (большим - указательным, большим - средним, большим - безымянным, большим - мизинцем).
  10. Упражнение «Строители». В качестве строительного материала для различных построек используются цветные шашки, которые можно заменить крышками от бутылок с «Пепси-Колой», «Кока-Колой» и т.д. Вначале строительство ведется по образцу, позднее по замыслу ребенка. При складывании постройки ребенок берет каждую шашку указанными взрослым пальцами (большим – указательным, большим – средним, большим – безымянным, большим – мизинцем). Инструкция может быть как простой, так и сложной (2-, 3-ступенчатой). Возможны, даже желательны, соревнования между детьми на самую высокую, самую интересную, самую фантастическую постройку и т.д.
  11. Упражнение «Колечко» с деревянной палочкой (длина 4- 5 см, диаметр 1,5 – 2 см) или стандартной пробкой от бутылки (из натурального пробкового дерева). Все пальцы выпрямлены, ладони прижаты к столу. Каждый палец по очереди обхватывает палочку (пробку) колечком. Все остальные пальцы остаются выпрямленными и плотно прижатыми друг к другу. Упражнение выполняется пальцами сначала ведущей, затем другой руки.
  12. Упражнение “Веселые прищепки 1”. На перекладине или на горизонтально натянутой веревке на расстоянии 10 – 15 см друг от друга привязываются шнурки синего, желтого, зеленого и красного цвета (длина шнурков 60 – 70 см). Ребенок должен выбрать прищепку и поймать ею свободный конец шнурка соответствующего цвета (т.е. прицепить прищепку не выше, чем в 10 см от конца шнурка).
  13. Упражнение «Веселые прищепки 2». Выполняется аналогично упр.18 с некоторым усложнением: после того, как ребенок ознакомился с расположением шнурков, ему предлагают выбрать какую-либо прищепку и поймать шнурок соответствующего цвета с завязанными глазами.
  14. Упражнение «Веселые прищепки 3». После усвоения упражнения 19 задание еще более усложняется: ребенку предлагается ловить прищепками подвижные шнурки (взрослый в это время двигает перекладину или дергает горизонтальную веревку, на которой закреплены цветные шнурки).
  15. Упражнение «Послушные пальчики». Обе ладони ребенка плотно прижаты к поверхности стола.

Вариант А) Поочередно по одному (от мизинца или от большого) пальцы сгибаются, при этом остальные остаются выпрямленными и плотно прижатыми к поверхности стола.

Вариант Б) В усложненном варианте ребенок выполняет это упражнение строго в соответствии с показом сидящего напротив взрослого, не допуская зеркального отражения.

Упражнение выполняется с постепенным наращиванием темпа.

Упражнения для развития конструктивной деятельности

Продолжительность выполнения этих упражнений от 5 до 10 минут. С целью развития речевой активности необходимо побуждать ребенка к речевому сопровождению собственных действий.

  1. Взрослый выкладывает узор из цветных крышек или разноцветных пуговиц одного размера, предлагая ребенку повторить его. Перед началом работы необходимо обратить внимание ребенка на его ведущую руку, попросить указать правую и левую руки.
  2. Задание выполняется аналогично предыдущему, но узор ребенок выкладывает без зрительной опоры на образец по памяти.
  3. Задание выполняется аналогично предыдущему, но узор ребенок выкладывает по словесной инструкции.
  4. Взрослый и ребенок усаживаются друг против друга. У каждого набор цветных пуговиц или крышек. Взрослый выкладывает узор, предлагая ребенку повторить его. Перед началом работы необходимо обратить внимание ребенка на его правую руку, попросить указать правую и левую руки сидящего напротив взрослого.
  5. Задание выполняется аналогично предыдущему, но узор ребенок выкладывает без зрительной опоры на образец по памяти.
  6. Продолжение узора. Взрослый начинает выкладывать узор из крышек, пуговиц, зерен риса и гречки. Ребенок должен установить логическую последовательность в расположении деталей линейного узора и продолжить ряд самостоятельно.