Многодневная экспедиция группы «Поиск» по Брянской области. 07.07.19

Экспедиция прошла в память о Борисе Махмастале и Евгении Ивановском - выпускникам школы довоенных лет.

Успешно проведена многодневная (с 26 по 30 июня 2019г) экспедиция группы «Поиск» по Брянской области (рук. Цаплина Т.С.), на земле которой погиб Борис Махмасталь, выпускник школы, танкист, орденоносец, и в память Евгения Ивановского, выпускника школы, партизана. Во время экспедиции ребятами вёлся дневник, выдержки из которого перед вами.

Из «Дневника экспедиции «Брянщина – 2019» (отв. Воронцов И.)

День 1.

Приезд в Брянск. Экскурсия по городу. Поездка в Хацунь. Приезд на «Партизанскую поляну».

Каждый год в начале лета наша школа ходит в экспедиции. Этот год не стал исключением, чему все участники были очень рады! Особенно предвкушали этот поход уже теперь бывшие одиннадцатиклассники: мы так устали от всех экзаменов, что не могли дождаться, когда можно будет взвалить на плечи рюкзаки и под бодрый голос нашего бессменного руководителя - Цаплиной Т.С. - отправиться в путь. В этот раз по Брянской области – центру партизанского движения России, а у нас Ивановский Евгений, выпускник школы, погиб в одном из партизанских отрядов, и именно на Брянщине воевал и погиб Борис Махмасталь – ещё один выпускник нашей школы, танкист, орденоносец. Бурова К., 11 класс

Отъезд из Москвы. Автобусная экскурсия по Брянску

Рано утром 26 июня наша экспедиционная группа встретилась на Киевском вокзале в Москве и отправилась в Брянск, где нас встретил Игорь Михайлович - дружелюбный и интеллигентный гид. Далее была автобусная экскурсия «Брянск военный», во время которой мы посетили памятник советскому танку Т-34 с бортовым номером 242. Этот танк первым ворвался в город. Памятник расположен на берегу реки Десна. Мы возложили корзину цветов и почтили минутой молчания Бориса Махмасталя и всех погибших танкистов. В городе много мест, связанных с военными событиями, одно из них - огромная Площадь Партизан, для которой в 60-е годы памятники создавали те же люди, занимавшиеся конструированием стелы «Покорителям космоса» на аллее Космонавтов в Москве. Воронцов И., 11 класс

Поездка в Хацунь

В этот же день мы посетили Мемориальный комплекс «Хацунь». На его месте раньше находилась одноименная деревня, в которой 25 октября 1941г. фашисты расстреляли всех жителей – стариков, женщин и детей. На месте оврага, в котором было совершено это бесчеловечное событие, находится братская могила, на огромной горизонтальной плите которой выбиты имена погибших в тот день. Многим детям не было и 10 лет, самому маленькому ребенку был на тот момент всего 1 месяц. Также на территории стоят 28 одинаковых стел в память каждого района Брянской области, пострадавшего от рук фашистов. На всех выбито количество погибших. На огромной стене музея - журавли, их тоже 28. Нам провели экскурсию по музею. На протяжении всего нахождения в комплексе было трудно сдержать слезы. Это действительно оставляет глубокий след в памяти. Воронцов И., 11 класс

Мне особенно запомнилось возложение цветов к памятнику погибших в Хацуни. На памятнике изображена женщина с ребёнком и своим мужем. Она вскинула руки в бессильной скорби и отчаянье, а её муж даже в последние секунды своей жизни пытался защитить свою семью от неминуемой гибели. Но ноги уже скользят вниз... А внизу – штыки, на которые вот-вот упадут эти люди – страшно! То, что творилось в те ужасные годы, нас всех поразило до глубины души. Кузьмичёв И., 6 класс

Выбор места для стоянки

Наши руководители и командиры выбрали отличное место для лагеря, мы очутились на берегу реки Снежеть, в сосновом бору, в тихом, прекрасно подходящем для нашей стоянки месте. Спасибо администрации музейного комплекса «Партизанская поляна» за воду, возможность зарядить телефоны и за многое-многое другое. Приготовив ужин, посидев дружной походной компанией у костра, мы отправились набираться сил для следующего, не менее насыщенного дня. Бурова К., 11 класс

День 2.

Экскурсия по «Партизанской поляне». Курс молодого бойца. «Лазертаг».

Белобережский монастырь.

Утро 27-го июня встретило нас, только вылезших из палатки под звучный голос одного из членов экспедиции, дождем и сыростью. «Старичкам», вроде нас, это не испортило настроение, а вот 6-классники немного приуныли. Вкусный походный завтрак поднял им настроение.

Экскурсия по Мемориальному комплексу «Партизанская поляна»

Экскурсия как по музею партизанской славы (сколько там собрано редких и уникальных экспонатов!), так и по самой территории комплекса, нам очень понравилась. Нам показали карту партизанского движения на Брянщине, экспозицию военной техники, рассказали о Стене Памяти, на которой увековечено восемь тысяч имён воинов-партизан. На самой стене – горельефы скульптур женщин с детьми, подростков и стариков - из них и формировались партизанские отряды. В память о них на Партизанской поляне горит вечный огонь. Он сложен в виде партизанского костра и горит на фоне леса, ведь лес - важный символ для партизан - во время оккупации он давал им все: кров, пищу, топливо и многое другое. Наша группа возложила цветы к Вечному огню.

Мы узнали о том, как жили партизаны, посетили землянку, где воссоздана обстановка военных лет - стол, буржуйка, нары с еловыми ветками. В музее нам рассказали о том, какие поручения выполняли партизаны, какими способами взрывали поезда, показали диораму "Взрыв голубого моста". Больше всего запомнился рассказ экскурсовода о знамени женского партизанского отряда имени Н.К. Крупской. В годы войны знамя было утеряно, и только совсем недавно сын немецкого солдата передал знамя назад на Брянскую землю. Нешин М. (11 класс) - командир экспедиции и Епифанова Л.(11 класс) – экс.командир группы «Поиск»

Лично меня поразила история про юношу, которому дали задание подорвать вражеский состав. Молодой партизан заранее присмотрел место, где это будет удобно сделать, и когда настал час действовать, он не обнаружил домика, в котором было бы удобно спрятаться (он накануне был взорван фашистами), и парень накрыл собой гранату, дабы она осталась на том месте, куда он ее положил, убив себя, но уничтожив при этом немецкий поезд. Невозможно было слушать без содрогания в груди. Воронцов И., 11 класс

Я рад, что побывал на Партизанской поляне и увидел эти памятники. Ведь я раньше не задумывался о том, какой подвиг совершили партизаны: в музее комплекса, я, например, узнал, что партизанские отряды Брянска сбивали даже самолёты, а за время войны, несмотря на голод и холод, нехватку патронов и оружия, они уничтожили много единиц боевой техники врага. Их подвиг не забыть. Нешин М., 11 класс

Мы благодарны тем людям, которые сейчас работают в мемориальном комплексе, за неравнодушие и ответственный подход к своему делу, за то, что они сохраняют память о героях Великой Отечественной войны и умеют обо всём интересно рассказать, а также Филину Леониду Васильевичу, директору комплекса за помощь при подготовке и проведении экспедиции. Епифанова Л., 11 класс

Курс молодого бойца. «Лазертаг»

После экскурсии у нас в лесу начался квест «Курс молодого бойца» с испытаниями повышенной сложности. Мы разделились на две команды и бежали кросс, во время которого звучали выстрелы шумовыми патронами нашего командира, а от нас требовалось присесть, закрыв руками уши и открыв рот. Затем началась игра-имитация «Лазертаг» на территории заброшенного детского лагеря, на котором мы играли лазерными автоматами. Мальчишки, особенно младшие, носились с совершенно счастливыми глазами. Всем игра понравилась, даже учителя были в восторге - один из руководителей экспедиции принимал непосредственное участие в данной игре и был одним из самых отважных и умелых стрелков! После всего действа полил такоооой дождь! Мы были абсолютно мокрые, просто насквозь, давно такого приключения не было, но зато с удовольствием вспоминали его все оставшееся время. Воронцов И., Бурова К. (11 класс)

Белобережский монастырь

А в это же время на поляне Алексей Юрьевич и Платон спасали лагерь от потопа и готовили обед. Но на этом наши приключения в этот день не закончились - в светлые и неугомонные головы старших пришла идея всё-таки посетить Белобережский монастырь, находящийся всего в 2-х километрах от нашего лагеря, а группа поддержала руководителей. Ведь ещё в Москве мы договорились с отцом Глебом – настоятелем, о встрече. Батюшка любезно пригласил нас на экскурсию и «попить чайку». Мы тогда с радостью согласились. Но полил дождь, поэтому поход в монастырь в таких условиях стал неожиданностью. Монастырь оказался небольшим, но красивым и уютным, а отец Глеб - мудрым и спокойным. Мы услышали историю Церкви Рождества Иоанна Предтечи, восстановленную прихожанами в начале этого века из огромных местных сосен.

Мы поднялись на колокольню, откуда открывался необыкновенный вид на поля и леса. Отец Глеб для нас сыграл на колоколах мелодию. Это было очень красиво! И даже ливень не испортил впечатления. После мы отправились в трапезную, где нас напоили вкусным чаем и дали просушиться. Много чего мы обсудили за столом. Отец Глеб рассказал нам о себе, как он решил уйти в монастырь, чем сегодня живет это место, о церковнослужителях, находящихся в монастыре. После теплой и душевной беседы мы засобирались домой, «пошли за своей звездой», как советовал отец Глеб, правда, получилось на поиски макарон с тушенкой, мужественно приготовленных мальчишками в лагере во время потопа.

Бурова К.(11 класс) и Филюшкина А. (10 класс)

День 3.

Вечер памяти

Вечер памяти


В этот день мы должны были пойти в Малое Полпино, но в силу различных обстоятельств поход отменился, поэтому мы остались в лагере. Это было очень кстати, потому что весь день лил дождь, но нас он практически не задел, так как мы все были либо под тентом, либо в палатках.

Конечно, мы все равно много чего делали, но все приготовления проходили очень весело! Некоторые даже отважились и пошли купаться. Ближе к вечеру мы начали печь традиционные блины, играя при этом в «контакт». Я, как ответственная за литературную часть, весь день слушала, как ребята читают стихотворения: пока чистила картошку, резала салат, вытирала голову, изучала аккорды. «Вечер памяти», традиционный для всех экспедиций, прошёл отлично: Максим и Митя познакомили с биографией наших погибших выпускников, мы много пели, учителя исполняли свои номера «а капелло» или под гитару. Ребята прекрасно читали стихи, и, если про своих одноклассников я знала, что они отличные чтецы, то «маленькие» стали открытием. Бурова К., 11 класс

День 4.

Праздник партизан и подпольщиков

29 июня в Брянской области торжественно отмечается день «Партизан и подпольщиков». Праздник начался в Брянске, а закончился на «Партизанской поляне», где присутствовало много ветеранов, губернатор Брянской области, сопредседатель «Бессмертного полка» Василий Лановой, и много других гостей. Праздник начался с мощного исполнения Гимна Брянской области «Шумел сурово Брянский лес». Мы увидели церемонию возложения цветов к Вечному огню и церемонию присвоения нескольким населённым пунктам Брянской области почётного звания «Село партизанской славы». Сумели сфотографироваться с ветеранами, но поговорить не удалось, так как партизан уже ждали в землянке. С ними нам – увы!- не разрешили пообщаться. Наша группа посмотрела некоторые номера концерта и отправилась в лагерь готовиться к завершающему, но не менее важному дню, но перед этим ребята около костра поделились своими впечатлениями об экспедиции. Понравилось всё: программа, еда, обстановка... А шестиклассникам больше всего ливни, блины и отношение выпускников к ним, младшим. Воронцов И., 11 класс

День 5.

Уход с поляны. Посещение ветерана. Памятники Брянской области и Брянска. Отъезд.

Уход с поляны. Памятник военным водителям.

К 11 часам утра весь лагерь был собран, мы последний раз сфотографировались около Вечного огня - до свидания, Партизанская поляна. Нас уже ждал автобус, первой остановкой которого был памятник военным водителям, о подвиге которых нужно знать. Именно они в любую погоду и в любое время развозили людей, провизию и снаряжение, в основном, на военных грузовиках, которые из-за войны максимально упрощались: деревянные кабины, только одна (правая) фара, деревянные скамьи вместо сидений, окна без стеклоочистителей, а вместо двери - брезент... Рядом с памятником расположены беседки, выполненные в виде кузова «полуторок» - грузовиков времен войны. Хорошо, что мы вышли из автобуса к памятнику, иначе не услышали бы непрекращающиеся гудки проезжающих мимо автомобилей в честь военных водителей – до мурашек по всему телу! Нешин М., 11 класс

Посещение ветерана

В этот день у нас было запланировано посещение Ивановой Анны Акимовны, партизанки, участнице боевых действий на Брянщине. Придя в её квартиру и удобно расположившись на полу, мы начали слушать её рассказ о партизанской жизни во время войны. Анна Акимовна вспоминала о том, как мама благословила её и других своих детей на то, чтобы они отправились в лес наносить урон захватчикам. Мы узнали, как Анна Акимовна выносила раненых с поля боя, про её ранение во время помощи раненым и лечение в госпитале, про то, как она дошла до Берлина.

Мы были поражены количеством медалей и орденов на груди ветерана, с удовольствием посмотрели альбомы, узнали, что об Анне Акимовне писали газеты и что в 2010 году с ней встречался Медведев Д.А. (тогда президент России).

Анна Акимовна рассказала про свою послевоенную жизнь, как она работала заведующей детского сада, про своих братьев – участников войны. Мы подарили ей цветы и памятные подарки от нашей школы и музея «Поиск», поблагодарили за встречу и пожелали здоровья, благополучия и долгих лет жизни! Мы пообещали Анне Акимовне написать письмо из Москвы и прислать фото, что, кстати, и сделали по приезде в Москву ответственные ребята из музея. Воронцов И. и Карасева А., 11 класс

Курган Бессмертия. Отъезд.

После этого мы отправились на Курган Бессмертия – памятник всем защитникам Брянска, начиная с 10 века. С кургана открывается красивый вид на весь город. Отобедав в кафе, мы отправились на вокзал, на котором попрощались с нашим экскурсоводом Игорем Михайловичем – прекрасным человеком, который с трепетом рассказывал про город, про людей и про события, происходившие во время войны, до и после войны, подогревая у ребят интерес к своему городу. И в 17.42 наша экспедиционная группа покинула город Брянск. Я надеюсь, что следующие поколения учащихся нашей школы вернутся с экспедицией в эти края, потому что это маленькая, но немаловажная частичка истории нашей страны. Воронцов И., 11 класс

Итоги

Эта экспедиция получилась одной из самых тёплых, уютных и веселых за последнее время! Каждый вечер мы всем лагерем сидели у костра: играли в мафию, в контакт, в другие интеллектуальные игры, болтали и играли на гитаре. Кстати, в этот раз у нас вышел отличный ансамбль.

Пришло время подводить итоги! Задачи, поставленные перед нами, почти полностью были выполнены. Я буду с теплотой и любовью вспоминать эту «последнюю официальную» экспедицию в роли ученика любимой школы! Столько весёлых, красочных, интересных, милых моментов было там! Спасибо всем «членам экспедиционного экипажа» за отлично проведённый поход и за возможность ещё немного побыть частью школы, её традиций и походов! Думаю, на этом выпускники не прощаются. Спасибо! Бурова Е., 11 класс